Сон!!!
10.01.2012
Сон и болезни
10.01.2012
сон здоровых детей


   Ни одно руководство по воспитанию детей не обходиться без конкретной
таблицы, в коей указано, сколько в соответствующем возрасте ребенок
должен спать – сколько раз и сколько часов.
   Весьма скептически относясь к попыткам строгой математической
регламентации образа жизни, автор,
тем не менее, считает своим долгом
привести некие средние значения рекомендуемых
параметров.
   От 1-го до1,5 лет: количество периодов дневного сна – 2 (1-й – 2 – 2,5 ч, 2-й – 1,5 ч); ночной сон – 10-11 ч;
   От 1,5 до 2 лет: количество периодов дневного сна – 1, его продолжительность – 2,5 – 3 ч; ночной сон – 10-11 ч;
   2 – 3 года: 1 дневной сон продолжительностью 2 – 2,5 ч; ночной сон – 10-11 ч;
   В дальнейшем – до 7 лет – рекомендуется 1 дневной сон (около 2 ч)
ночной сон 10 ч. После 7 лет днем разрешают не спать, ну а ночью – не
менее 8 – 9 ч.
   Отдав долг «нормам» рассмотрим конкретные проблемы.
   Все, что мы уже писали раньше про детскую комнату [66 — Необходимое
уточнение: употребляя словосочетание «детская комната» автор имеет в
виду место, где ребенок спит. Логичнее, конечно, было бы говорить о
«детской спальне», но рядовому нашему соотечественнику трудно
представить себе, настолько странную, жизнь, когда у ребенка есть не
только своя спальня, но и своя детская комната, где можно играть и
учиться. Настоящее уточнение приводится для особо везучих товарищей,
успешно решивших проблемы жилой площади.], не имеет возрастной
специфики. Напомним требования:
   – оптимальная температура – 18-20 °С;
   – лучше 16 °чем 22 °;
   – лучше пижама потеплее, чем самый наилучший обогреватель;
   – в детской комнате не желательны никакие накопители пыли – ковры,
мягкая мебель, мягкие игрушки; любые предметы, недоступные влажной
уборке.
   С точки зрения врача, главное требование, предъявляемое ко сну,
кажется достаточно простым – сон должен создавать условия, для
адекватного бодрствования после пробуждения. Практическая реализация
этого весьма незамысловатого положения окружена проблемами, больше
относящимися к другим наукам (педагогике, социологии) – естественно,
когда человек спит не потому, что спать пора, а потому, что спать
хочется. Естественно просыпаться не потому, что так надо, а потому что
выспался. Но правила человеческого общежития не могут (именно не могут, а
не не хотят) учитывать эти биологические «фокусы».
   Организм человека, и ребенок любого возраста не исключение, живет по
особым ритмам (суточным, сезонным, годовым) определяющим потребность и
соотношение периодов сна и бодрствования. На желание спать, на время,
необходимое для полноценного отдыха, на глубину сна влияют множество
факторов – упомянутые биоритмы, метеорологические условия, состояние
здоровья, образ жизни.
   Каждому известно, что желание спать во многом связано с
интенсивностью физических нагрузок, в то же время излишние эмоциональные
нагрузки сну препятствуют.
   Основная родительская проблема – «не хочу спать». Подход к ее решению
во многом определяется утренним пробуждением и позволяет сформулировать
простое правило: если подъем по утрам происходит естественно и без
негативных эмоций, время отхода ко сну никакого значения не имеет.
Отмечу, что родительский лозунг «пора спать» может быть продиктован
интересами самих родителей – папа хочет спать, или, как вариант, папа
хочет маму, а комната всего одна. Указанная проблема не может быть
решена посредством советов врача-педиатра.
   Особая и весьма частая ситуация может быть охарактеризована фразой
«не уложишь не поднимешь». Влияющие на нее факторы во многом поддаются
контролю. Но ряд моментов никаким педагогическим влияниям не подвластны,
поскольку определяются индивидуальными биоритмами (знаменитое и не
вызывающее сомнения деление человеческих особей на «жаворонков» и
«сов»).
   Рациональных способов борьбы с детским «спать не хочу» три.
   Способ первый. Увеличение физических нагрузок – спорт, максимальное пребывание на свежем воздухе, работа по дому.
   Способ второй. Ограничение нагрузок эмоциональных, особенно по
вечерам, – по крайней мере, не желательно дарить долгожданную игрушку в
20.00, а проверка дневника в 21.00 должна рассматриваться как
педагогическое преступление.
   Способ третий. Не создавать проблему там, где она отсутствует в
принципе. Учитывать стремления детей к копированию взрослых. Тема «пора
спать» вообще не должна подниматься. Или ребенок захочет спать сам, или
будет укладываться в постель, подражая папе и маме. Чем больше внимания
уделяется в семье времени отхода ко сну, чем чаще родители смотрят на
часы, чем громче и строже звучит распоряжение: – отправляйся в
постель, – тем больше возникает проблем.
   Теперь рассмотрим некоторые нарушения сна, имеющие место у абсолютно здоровых детей.
   Часто просыпаются с чувством жажды.
   Основные причины две:
   Нарушение главного правила детского сна – чистая прохладная детская
комната. Пересыхают слизистые оболочки, причины понятны (тепло, сухо,
обогреватели, ковры, пыль).
   В связи с некоторыми хроническими болезнями носоглотки (типичный пример – аденоиды) нарушено носовое дыхание.
   Если вовремя не изменить физические параметры детской комнаты или не
оказать лечебную помощь при болезнях – «ночное питье» закрепляется в
виде рефлекса.
   Скрежетание зубами во сне.
   В народных массах нет расхождений при ответе на вопрос о причине
этого явления. Абсолютно всем хорошо известно: «коль дитя скрипит зубами
– значит, мается глистами». Сие положение, не находит однако,
подтверждения. У скрипящих зубами глисты, конечно, встречаются, но не
чаще чем у других, зубами не скрипящих. Ни врачи, ни ученые-физиологи,
много лет изучающие сон, не знают из-за чего это происходят, но в одном
убеждены точно – это не болезнь, это со временем проходит, хотя два
отрицательных момента есть – не слишком приятно с эстетический точки
зрения и вполне реальная возможность повреждения зубов.
   Существует теория, согласно которой причина скрежетания во сне зубами
– рудиментарный (т.е. недоразвитый, остаточный) рефлекс, аналогичный
рефлексам животных, который таким образом точат себе зубы.
   Ночное недержание мочи или энурез.
   Это весьма неприятное явление имеет место у 10% детей. Существуют
десятки способов фармакологической и психотерапевтической коррекции
этого явления. Ни один из этих способов не является абсолютно
эффективным, хотя отдельные методики у отдельных детей приводят к
прекрасным результатам. Врачам причины энуреза до сих пор не известны.
Предполагают, что в созревающем мозге иногда формируется особый очаг,
который в определенной фазе сна запускает рефлекс опорожнения мочевого
пузыря. Поскольку речь идет именно о созревающем мозге, энурез рано или
поздно прекращается.
   Ночные страхи.
   Наиболее часто имеют место в возрасте 3–8 лет и в периоде полового
созревания. Особой опасности не представляют, но их частота и
выраженность во многом зависят от психологической атмосферы в семье и от
элементарного здравого смысла родителей. Страшные сказочки перед сном,
телевизионные ужастики, рассказы про деда Бабая и про непослушного
мальчика, которого утащил злой собака-Барбос. Индивидуальная детская
комната увеличивает вероятность ночных страхов – вместе с родителями
спать поспокойнее.
   В то же время страхи на этапе отхода ко сну (боязнь темноты, тишины,
шума ветра за окном) требуют уважительного к себе отношения. Ни в коем
случае не высмеивать, может быть и посидеть рядышком, пока не уснет.
   Важнейшим правилом, регламентирующим отношение родителей к любым
детским ночным проблемам, является максимально возможная
доброжелательность.
   Чтобы не делал ребенок во сне, – скрипел зубами, мочился в постель,
ходил, разговаривал, храпел-сопел – он этого не делал.Это был не он,
думающая часть детских мозгов не имела никакого отношения ко всем
вышеописанным процессам. Еще раз напомню: самые-пресамые специалисты до
сих пор не могут понять, что такое сон и для чего надо спать. Все во сне
происходящее во многом остается тайной за семью печатями, и ругать
ребенка за мокрую постель, по меньшей мере, неразумно.

Добавить комментарий