Ванна в последние месяцы беременности
15.01.2012
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРИВИВКИ
15.01.2012

   Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать ребенка
или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность
проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости
родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное
мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений –
именно так официально называются всякие разные ясли и детские сады.
   Вне всякого сомнения, принятие родительского решения во многом
определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, в посещении
детского сада существуют некие совершенно определенные плюсы и минусы –
определенные не с точки зрения конкретных папы и мамы, а с точки зрения
науки, точнее наук – педагогики, медицины, психологии, социологии.
   Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом, детский сад
однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно
необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласится –
человек, с незапамятных времен животное коллективное. Искусство общения
с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую
жизнь – начиная от знакомства с лицами противоположного пола с
последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями
(трудоустройство, карьера, контакты с начальством и т.п.). Искусству
общения несомненно стоит учиться с детства – никакая семья, никакие
няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить
детский сад.
   Педагогические и психологические аспекты посещения детских дошкольных
учреждений даже перечислить сложно. Адаптация ребенка, контакты с
другими детьми и воспитателями, обучение навыкам, игры, занятия, режим,
подготовка праздников – вот только беглый перечень возможных тем для
дискуссий. Мы же ограничим круг рассматриваемых вопросов проблемами
медицинскими, что-что, но это тема, пожалуй, самая волнующая.
   Итак, главный минус посещения детского сада – ребенок чаще болеет. С
этим не может никто спорить, это подтверждают и родители и медицинские
работники и этот факт совершенно очевиден. Большинство болезней – острые
инфекции, чаще всего респираторные. Вероятность заболеть инфекционной
болезнью, теснейшим образом связана с кругом общения – чем он шире, тем
заболеть легче. Понятно, что «домашний» ребенок меньше общается с
другими людьми.
   Очевидный факт увеличения частоты болезней вовсе не является абсолютно отрицательным, как может показаться на первый взгляд.
   Начнем с того, что целый ряд инфекционных болезней, более-менее легко
протекающих в детском возрасте (ветряная оспа, краснуха, корь),
представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни взрослого
человека. И этими болезнями в обязательном порядке следует болеть
своевременно. «Найти» краснуху или ветрянку вне детского коллектива
очень сложно. Что же касается простуд и ОРЗ, то частота болезней не
имеет определяющего значения. Дело в том, что количество циркулирующих
вирусов, а именно с вирусами связаны 99% респираторных инфекций, не
бесконечно. Каждое перенесенное ОРЗ заканчивается формированием
противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего
заболевания. Эпидемии, например, гриппа и вероятность заболеть с самим
понятием «детский сад» не очень связаны – не «подхватим» болезнь от
детей, так папа «принесет» грипп с работы. Вирусные инфекции, которыми
ребенок «недоболеет» в детском саду, обязательно дадут о себе знать в
школе. Трудно спорить с тем, что не ходить неделю в детский сад совсем
не то же самое, что пропустить неделю школьных занятий.
   Принципиально как раз совсем другое – не частота с которой ребенок
болеет вирусными инфекциями, а то, как они протекают. Если течение ОРЗ
постоянно сопровождается возникновением осложнений, то детский сад здесь
совершенно не при чем. Иммунитет самого ребенка, бытовые условия,
тактика лечения – это важно, но вероятность того, возникнет или не
возникнет на фоне простуды воспаление легких, абсолютно не связана с
тем, посещает ребенок детский сад или нет.
   Резюмируя тему «повышенной детсадовской заболеваемости» отметим
следующее. Многие родители склонны связывать болезни собственных детей с
тем, что в детском саду нарушаются «важнейшие» правила ухода за детьми –
не так одели, ребенок сидел на холодном полу, в комнате был сквозняк и
т.п. С подобной точки зрения детский сад очень удобная штука – на него
всегда можно списать собственную несостоятельность, как воспитателя.
Создание ребенку тепличных условий – норма, поддерживаемая
многочисленными инструкциями о том, как правильно одевать, купать,
кормить и гулять. В результате – сквозняк, хождение босиком, холодная
вода, отсутствие шапочки и т.п. – «недопустимые явления». Но неужели
возмущенные родители надеялись на то, что со всем этим ребенок никогда в
жизни не встретится?
   Выводы очевидны – во-первых, «нечего на зеркало пенять…», и
вытекающее из во-первых, во-вторых: готовить ребенка к детскому саду
следует заранее – адекватным воспитанием с момента рождения.
   Уже сам факт того, что ребенок пойдет в детский сад, делает
обязательным проведение всего комплекса необходимых профилактических
прививок – без этого малыша в детский сад просто не возьмут. В
дальнейшем, контроль за сроками проведения прививок осуществляется
медсестрой детского сада, детей регулярно осматривают врачи-специалисты,
что, несомненно, явление положительное, ведь родителям, за редкими
исключением, не свойственно обращаться в детскую поликлинику до того,
как ребенок заболеет.
   Возраст, в котором ребенок впервые пойдет в детский сад, – особая
проблема. Оставим споры на тему когда это лучше сделать (в 1 год или в
3) педагогам. Врача в подобной ситуации больше волнует вопрос – где
будет мама в то время, когда ребенок пойдет в детский сад?
   Абсолютно типична следующая ситуация: 1-го сентября ребенок впервые
идет в детский сад и в тот же день мама выходит на работу после
декретного отпуска. Через неделю, что вполне закономерно, малыш
«зарабатывает» свое первое детсадовское ОРЗ, а мама – первый отпуск по
уходу за больным ребенком. В результате мама имеет неприятности на
работе, поскольку работник из нее никакой.
   Однозначно следующее: каким бы замечательным ни был детский сад,
каким бы отличным ни было здоровье ребенка, он все равно будет чаще
болеть первое время. Уточнить это понятие «первое время» очень трудно –
может быть 3-4 месяца, а может быть и год. И очень желательно, чтобы,
отправляя ребенка в детский сад, мама оставалось при этом дома. Очень
важно иметь возможность при малейшем недомогании (небольшом насморке,
кашле) оставить ребенка дома, не дожидаясь прогрессирования болезни и не
подвергая риску заражения других детей. И как хорошо не думать при этом
о больничном листе и предстоящих беседах с начальством.
   Весьма существенный момент – время года, когда предполагается
начинать посещение детского сада. Очевидно, что с октября по апрель
этого лучше не делать – активная циркуляция респираторных вирусов
заметно увеличивает риск заболеваний и, соответственно, удлиняет время
адаптации.
   Целый ряд медицинских вопросов имеет непосредственную связь с
работниками детских дошкольных учреждений. Воспитательницы имеют свои
взгляды на то, как надо детей кормить, одевать и закаливать, Взгляды эти
по большей части соответствуют представлениям нашего общества о том,
что для детей хорошо – накормить любой ценой и, главное, не дать
замерзнуть. Нельзя забывать и о том, что оплата труда сотрудников
детских садов не способствует особому энтузиазму и делает абсолютно
нежелательными конфликты с родителями в связи с разницей во взглядах на
принципы питания и одевания. Если Вы, родители, отдаете себе отчет в
том, что ребенка нельзя заставлять есть, если Вы понимаете, что перегрев
и потливость скорее приведут к простуде, чем переохлаждение –
потрудитесь довести это до сведения воспитательницы. Очень важно, чтобы
Мария Ивановна не чувствовала себя виноватой в связи с тем, что Петя
отказался есть суп.
   От травм и внезапных заболеваний никто не застрахован. С учетом этого
работники детского сада в обязательном порядке должны владеть
информацией о том, какими болезнями ребенок болел, обо всех случаях
лекарственной и пищевой аллергии. Очень желательно иметь возможность для
экстренной связи с родителями.
   Здание в котором расположен детский сад, качество и своевременность
ремонтных работ, спальня и столовая, место для прогулок, количество
детей в группе, профессионализм и добросовестность сотрудников, все это
очень важно и очень влияет на заболеваемость. Воздействие родителей на
эти факторы прямо связано с самой возможностью выбора детского сада,
которая определяется материальным благополучием и местом жительства
семьи – советы врача тут вряд ли помогут.
   Остается лишь надеяться на то, что и с местом жительства, и с материальным благополучием Вам и Вашим детям повезло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *