Что делать будущему папе?
29.11.2011
Cедьмой месяц. Визит к врачу
01.12.2011
что может слышать ребенок

Беременные
любительницы музыки говорят, что во время концерта при неожиданном вступлении
барабанов ребенок вздрагивает. И действительно, к двадцать третьей неделе
слуховой аппарат ребенка уже достаточно развит и позволяет ребенку реагировать
на внешние звуки. Исследователи убеждены, что, начиная уже с шестого месяца
беременности, ребенок воспринимает все происходящее снаружи события и реагирует
на них. (К двадцать четвертой неделе кора головного мозга уже сформировалась
настолько, чтобы обеспечивать возможность мышления; это одна из причин, что
недоношенный ребенок в возрасте двадцати четырех недель способен выжить.)
Похоже, что младенцы в утробе матери возбуждаются от музыки в стиле рок и,
услышав ее, начинают энергично толкаться. Определенная классическая музыка,
наоборот, обладает успокаивающим эффектом. Ученые обнаружили, что даже
пятимесячный плод способен различать музыку разных стилей. В одном из
исследований младенцы в утробе матери успокаивались под музыку Вивальди, но
приходили в возбужденное состояние от Бетховена.

Исследования также
показали, что шестимесячный плод может двигаться в такт речи матери. И,
возможно, самое удивительное — ребенка в утробе матери можно научить толкаться.
Ученые стимулировали движения ребенка при помощи громких звуков. После того как
эти дети привыкали реагировать на шум, исследователи стали прикладывать
вибратор к животу беременной женщины сразу же вслед за громкими звуками. Вскоре
эти сообразительные малыши научились реагировать только на слабые колебания.
Другими словами, они научились ассоциировать ощущения со звуком.

В одной из работ
было показано, что новорожденные младенцы успокаиваются, если им дать
прослушать запись ударов человеческого сердца.

Можно привести
бесчисленное множество историй о том, что дети и взрослые непроизвольно
успокаивались от звуков, напоминающих удары сердца с частотой от шестидесяти до
девяноста ударов в минуту. Это дает основания предположить, что услышанные в
утробе матери звуки запоминаются ребенком.

Что еще может
чувствовать ребенок.
Младенец в утробе матери способен не только реагировать на
звук, но он также воспринимает изображение и вкус. Добавьте подсластитель к
амниотической жидкости, и маленький гурман удвоит частоту ее заглатывания.
Добавление кислого вещества снижает частоту глотательных движений. Даже в
возрасте четырех месяцев плод хмурится, скашивает глаза и гримасничает в ответ на
сильное внешнее воздействие. В пять месяцев плод может испугаться яркой вспышки
света рядом с животом матери.

Что думает ребенок.
Может ли у плода еще до рождения формироваться отношение к жизни? Специалисты в
области перинатальной психологии утверждают, что может. В таком случае, влияют
ли мысли беременной женщины на эмоциональное развитие еще не родившегося
ребенка? Исследователи убеждены, что существует определенная связь между
мыслями матери и ощущениями ребенка и что, начиная с шестимесячного
возраста, плод разделяет эмоции матери, чему способствуют ассоциированные с
этими эмоциями гормоны.

Дети в утробе матери
не могут понимать значения слов — они, скорее всего, реагируют на интонацию.
Ласковые слова успокаивают ребенка, а сердитые или тревожные звуки речи
вызывают у него тревогу. В одном из исследований было показано, что у ребенка
каждый раз учащался пульс, когда мать только думала о том, чтобы закурить
сигарету — независимо от того, делала она это, или нет.

Долговременные эффекты.
Одна из самых противоречивых областей перинатальных исследований — это изучение
корреляции между эмоциональной жизнью беременной женщины и личностью
родившегося ребенка. Действительно ли у беспокойной матери повышаются шансы
родить беспокойного ребенка? Исследования, связанные с изучением отношения
матери к эмоциональному развитию потомства, действительно выявили подобную
тенденцию. Кроме того, эти работы показали, что у матерей, которые были
угнетены во время беременности или не чувствовали привязанности к своему
будущему ребенку, выше вероятность появления детей с эмоциональными проблемами.
Матери, сохранявшие душевное равновесие во время беременности, а также те, для
кого ребенок был желанным и любимым, чаше рожали эмоционально здоровых детей.

Прежде чем волноваться, что беспокойство или негативные мысли, время от
времени появляющиеся у вас в голове, могут оставить незаживающий эмоциональный
шрам в душе вашего ребенка, вспомните, что ни здравый смысл, ни научные
исследования не подтверждают этого пугающего предположения. На самом деле
результаты исследований
указывают на то, что
кратковременные эмоциональные спады и быстро проходящая тревога, случающиеся во
время любой беременности, никак не могут повредить ребенку. Тем не менее
серьезные эмоциональные проблемы и присутствующие на протяжении всей
беременности стрессы действительно способны привести к нарушениям психики
ребенка. (Сильные стрессы, переживаемые матерью, даже несут в себе риск
физического вреда ребенку, поскольку связаны с повышенной вероятностью
преждевременных родов и рождения детей с недостаточным весом.) Статистические
исследования показывают, что младенцы, у которых повышен риск последующего
развития эмоциональных нарушений, рождаются у матерей, являющихся жертвами
неблагоприятных семейных отношений, а также у тех, кто на протяжении всей
беременности считал ребенка нежеланным. Хорошей новостью можно считать то, что
даже матери, на протяжении нескольких месяцев имевшие проблемы личного или
медицинского характера, но поддерживавшие по5итивное отношение к беременности и
с любовью думавшие о будущем ребенке, рожали абсолютно нормальных в
эмоциональном отношении детей.

Эмоциональная связь
формируется при помощи гормонов. Что может составлять основу этой удивительной
корреляции между мыслями матери и развитием личности плода? Разумеется, эмоции
не передаются от матери к ребенку через плаценту — передаются только гормоны.
Исследователи считают, что мать в состоянии стресса вырабатывает избыточное
количество гормонов стресса, называющихся «катехоламинами», которые, в свою
очередь, воздействуют на эмоции плода. В опытах на животных, когда катехоламины
брали у испуганного животного и вводили другим, реципиенты тоже испытывали
страх. Ученые предполагают, что эти химические стрессоры передаются через
плаценту и «пугают» развивающуюся нервную систему плода. Если это происходит
достаточно часто, плод привыкает к состоянию хронического стресса. Его организм
привыкает бурно реагировать на стимулирующие воздействия. У детей, которые
родились с уже перегруженной и, возможно, расстроенной нервной системой, чаще
обнаруживаются эмоциональные расстройства и нарушения работы пищеварительной
системы, и это закрепило за ними репутацию «склонных к коликам».

Ответственность за
физическое и психическое здоровье ребенка — это тяжелый
груз для беременной
женщины
, которая и без того волнуется, как ей обезопасить своего ребенка в этом
неспокойном мире. Она должна не только воздерживаться от употребления
загрязненных продуктов и стараться не дышать загрязненным воздухом, но еще и
следить за чистотой мыслей! Расслабьтесь. Не позволяете беспокойству по поводу
своего эмоционального состояния превратиться в еще один стрессовый фактор своей
и без того напряженной жизни. Принимайте разумные меры, чтобы сделать жизнь
более спокойной, выделяйте время на отдых и развлечения, вызывающие
положительные эмоции, а также помните о том, что беспокоиться стоит только
Из-за серьезных эмоциональных проблем, которые присутствуют на протяжении всей
беременности. Природа естественным образом компенсирует эмоциональные подъемы и
спады. Кроме того, вопросы перинатальной психологии и перинатального общения
находятся еще на ранней стадии развития, и поэтому используемые при таких
исследованиях методы не отличаются особой точностью. К примеру, ученые делают
выводы о мыслях ребенка по изменению его движений. Они предполагают, что
спокойный ребенок, начинающий энергично шевелиться в ответ на стимулирующее
воздействие, вероятно, реагирует на это воздействие. Но, может быть, ребенок
просто проснулся, и его движения не имеют никакого отношения к эмоциональному
дискомфорту? Кроме того, очень трудно оценить множество разнообразных факторов,
которые влияют на развитие личности, таких, как наследственность или
воспитание. Вырабатывая свое отношение к исследованиям по перинатальной
психологии, не забывайте о здравом смысле.

Тем не менее вы
можете делать все от вас зависящее, чтобы обеспечить своему ребенку наилучший
эмоциональный старт. Помните, что во время беременности все эмоции —
положительные и отрицательные — проявляются наиболее сильно. Старайтесь быстро
и позитивно справляться со стрессами, а при необходимости обращайтесь за
помощью к специалисту. Разговаривайте с будущим ребенком, пойте ему песенки,
рассказывайте, как вы его любите. В результате вы как минимум получите больше
удовольствия от беременности. В лучшем случае ваши действия благоприятно
отразятся на развитии ребенка.
Новый и по большей
части теоретический раздел перинатальной психологии возлагает часть
ответственности за развитие личности ребенка и на отца. Хотя эмоциональное
состояние отца не может непосредственно влиять на ребенка, оно косвенным
образом воздействует на его эмоциональную устойчивость через отношения с
матерью. И действительно, мы уже упоминали о выводах исследователей, что
несчастливые браки несут в себе опасность для эмоционального развития еще не
родившегося ребенка. Чувства мужчины к жене и находящемуся в ее утробе ребенку
оказывают сильнейшее влияние на чувство безопасности женщины и на ее
уверенность в себе. Отец имеет возможность воспитывать ребенка еще до его
появления на свет, воздействуя на эмоции матери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *